Академія інноваційного розвитку освіти

Использование сетевых технологий с формированием Smart-учебника в процессе обучения

Использование сетевых технологий с формированием Smart-учебника в процессе обучения
  1. Введение. Современное информационное общество постепенно трансформируется в Smart-общество (Smart Society), о чем отмечают социологи, философы, специалисты ИТ-сферы, педагоги и т.д. Под этим понятием понимают новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, что позволяет получать новые эффекты – социальные, экономические и другие преимущества для лучшей жизни [1, 2].

На сегодняшний день цифровые технологии активно вошли в нашу повседневную жизнь. Они стремительно развиваются, и следить за их развитием, а еще важнее – осваивать их – важная задача, которая поставлена перед нами.

Теоретические аспекты, дизайн и использование цифровых, интерактивных мультимедийных материалов в учебном процессе остается актуальной проблемой [3]. До недавнего времени оставались методические и технологические вопросы относительно возможности работы со смарт-уроками вне класса (дома, в библиотеке), а также обоснование среды смарт-обучения в системах дистанционного обучения. Реализация этих возможностей позволит ученику работать (даже отдаленно) над уроками самостоятельно, решая задачи, устанавливая связь с преподавателем и формируя личные мультимедийные среды, на персональном ПК.

 

  1. Анализ литературных данных и постановка проблемы

В современной научной литературе вполне достаточно охвачены теоретические аспекты интерактивного учебного комплекса, сосредоточенные на прикладном программном обеспечении для разработки дидактических материалов для уроков, в которых описывается, как использовать интерактивные технологии в учебном процессе [4]. Анализ литературы о внедрении смарт-технологий подтверждает наличие большого количества работ по разработке дидактических материалов для уроков, что является предметом и методом использования интерактивной доски в классе [5, 3].

Опорные конспекты В.Ф. Шаталова являются предметом постоянного внимания учителей [6, 7]. На основе этой идеи смарт-технологии позволяют создавать более динамичный, интерактивный смарт-учебник ученика.

Смарт является мощным многофункциональным инструментом в обучении, учитывающим темперамент и любознательность ученика. Независимо от внешнего контроля смарт характеризуется скоростью и простотой в обучении, минимальным взаимодействием ученика с учителем. Некоторые дети ярче, чем другие усваивают учебный материал, смарт-дети, активные и интеллектуальные, делают выводы быстрее, чем среднестатистические.

 

  1. Объект, цель и задачи исследования

Объект исследования – процесс обучения на основании постоянного использования сетевых технологий.

Цель статьи – описать специфику и этапы создания учащимися интерактивного смарт-учебника на основе сетевых технологий.

Для того чтобы отвечать на вызовы будущего развития образовательных ресурсов и повышения эффективности их использования в учебном процессе, предлагается:

  • создать обучающие материалы согласно указанной темы (подтемы, индивидуального занятия) в форме онлайн-ссылки сборника (IER) как основного компонента;
  • сделать учебные материалы доступными онлайн и офлайн;
  • использовать IER, подготовленные для обучения в классе и дома, домашнее задание и самоподготовку.

 

  1. Результаты исследования формирования Smart-учебника

Концептуальной основой интерактивного Smart-учебника является наличие большого количества различных научных источников и информационно-учебных материалов, мультимедийных ресурсов (аудио, графика, видео), которые можно легко и быстро проектировать, собирать до определенного комплекта (интерактивного Smart –учебника), настраивать индивидуально под каждого  ученика, его потребности и особенности учебной деятельности и уровень учебных достижений. Можно выделить 5 ключевых характеристик Smart-обучения: социальная направленность, мобильность, доступность, технологичность и открытость. В Новой Англии понятие смарт может означать “опытный, талантливый”

Смарт-обучение имеет следующие особенности: гибкое;

  • быстрое;
  • интеграционное;
  • интерактивное;
  • легко настраиваемое;
  • мобильное [8, 9].

Частью этого обучения являются смарт-уроки и учебные пособия, которые на 80 % состоят из внешних источников, объединенных в единую систему, имеющие базу данных и методическое руководство (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема организации работы на смарт-уроке

 

Смарт-учебник это созданная план-схема (конспект-шаблон-методичка) с ключевыми словами и вспомогательным количеством гибкого материала, а также информация по ссылкам на необходимые учебные ресурсы, сделанные в тетради самим учеником.

При этом учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности в подаче учебного материала (создании смартучебника): перемещать объекты учебного материала (колонки в шаблоне конспекта), работать с цветом и т.д., привлекая к процессу учеников.

Цель создания смарт-учебника – постоянно держать руку на пульсе современных технологий, а также повышение качества знаний учащихся (пользователей), создание необходимых условий для успешного развития и самореализации каждого ребенка. Безусловно, если учебный кабинет будет иметь хорошее оборудование, это дополнительно усилит позитивный эффект. Но если оно отсутствует, или нет специалиста соответствующего уровня?

Основная цель обучения в нашем контексте – дать знания и практические навыки в пользовании новыми технологиями. Цифровые и интерактивные технологии в сочетании с мультимедиа, связями и творчеством по сути являются новым педагогическим инструментом, который открывает перспективы более полного использования новых образовательных технологий. Доминирующей тенденцией развития этих технологий является расширение объема самостоятельной работы учащихся с новыми возможностями, а также рост творческого компонента деятельности учителя в классе. При развитии этих тенденций будут наблюдаться постепенные сдвиги в деятельности учителя от трансляции знаний к дискуссии (обсуждения знаний) с учениками и переход многих традиционно аудиторных занятий на внеклассные мероприятия [10].

Возможно ли при использовании цифровых, в частности сетевых, технологий, создать смарт-учебник по схеме?

 

Рис. 2. Схема создания смарт-учебника учеником

 

Ученик

(путь к цели)

 

 

Книга (можно электронный учебник), используем книгу (учебник) через документ-камеру, или через блок учителя, как лекцию

(путь к цели)

 

Для более глубокого изучения материала переходим к обсуждению в группах, и для достижения конкретных целей записываем в конспект (формируем смарт-учебник)

(путь к цели)

 

С помощью системы пультов для тестирования Senteo (SMART Restone) осуществляется проверка изученного.

 

Senteo – эффективный инструмент оценки учеников, разработанный для улучшения качества обучения. Система облегчает итоговую и текущую оценку, позволяя ставить вопросы до, во время и после урока, чтобы постоянно отслеживать успеваемость учеников. Полученные ответы можно использовать для формирования очередной части урока. Завершив урок, в системе Senteo можно реализовать более формальный тест. Ученики могут выбирать и изменять свои ответы прямо с пульта ДУ.

Интерактивная диалоговая система Senteo улучшает индивидуальное взаимодействие, позволяя опрашивать и вовлекать учеников, собирать их ответы. Полученную обратную связь можно использовать при планировании уроков и для большей персонализации образовательной среды.

Согласно рис. 2, ученик, который должен достичь конкретной цели, проходит этап первичного изучения материала (І), взаимодействуя с учителем. Подбираем из учебных ресурсов определенное количество материалов: книга (учебник) через документ-камеру; электронный учебник, ППС (программно-педагогические средства); Интернет (ютуб, скайп, социальные сети, блоги учителей, электронная почта и др.).

В начале занятия обращаем внимания на цель. При этом учитель не готовит никакого форматного ресурса (конспект, презентация и др.). Есть только план-схема достижения цели, которая пробуждает у ученика интерес и образовательную потребность, формирует устойчивые познавательные потребности, мотивацию к овладению знаниями и умениями (рис. 3).

 

Рис. 3. Процесс взаимодействия «учитель – ученик»

 

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

После первичного изучения материала может возникнуть его обсуждение в группе (ІІ) или конспектирование (формирование персонального смарт-учебника). Обсуждение при дистанционном обучении можно осуществлять с помощью сетевых технологий. При этом конспектируем учебный материал с помощью заметок и схем, тем самым формируя персональный смарт-учебник. Далее – проверка изученного материала (ІІІ) с помощью системы тестирования SMART Restone, сетевых технологий, или на бумажных носителях. Если на этапе изучения правильно подобрали учебный материал, то значит с большим интересом он будет усваиваться на этапе обсуждения, переходя в более углубленное изучение. Таким образом, сама проверка при таком обучении-изучении будет   не проверкой, а некоторым этапом самостоятельной работы. В результате использования системы тестирования (пульты SMART Restone)  может быть построено диаграммное %-ное соотношение усвоения учебного материала. При этом возможны коррективы персонального смарт-учебника учеником. При наличии электронного журнала по каждому ученику формат урока может изменяться, т.е. быть динамичным, в зависимости от аудитории, ее особенностей, способностей и т.п.

Этапы изучения материала могут меняться в зависимости от состава группы учащихся: сначала обсуждение, а затем первичное изучение материала. Можно изучение материала организовывать в виде диалога, т.е. соединять этапы І и ІІ. За счет этого смарт-учебник будет формироваться динамично (шаблон-конспект-методичка).

С помощью такой системы обучения также обеспечивается проведение достаточно сложных лабораторных и практических работ в интерактивной реальности, при этом одновременно работает вся аудитория (класс, группа). При выполнении работ, ученики по своему усмотрению могут изменять исходные параметры опытов; наблюдать, как меняется в результате само явление; анализировать увиденное; делать соответствующие выводы. [11]

При использовании персонального смарт-учебника значительно экономится время на этапах выполнения работы и оформлении данных (используются вспомогательные материалы: рабочие листы, таблицы для заполнения, схемы и т.п.). Самооценка при таком обучении учащихся в результате наблюдений и исследований показала у 60% учащихся  высокую и среднюю степень подготовленности, что вероятно связано с большей комфортностью процесса обучения.

Это определенный сценарий или траектория учебных событий по работе с электронными ресурсами в виде карты-знаний, что приводит к достижению учебного эффекта и имеет такие свойства, как: гибкость – обеспечение возможности быстрого редактирования ресурсов; наличие индивидуальной траектории обучения – то есть, возможность составить из набора учебных элементов индивидуальную программу обучения для каждого; интеграция учебных элементов с другими открытыми информационными ресурсами; фокусировка на учебные потребности ученика, персонификация контента; интерактивность учебных элементов курса; максимальное использование мультимедийных технологий; обратная связь между преподавателем и учеником; наличие учебных элементов, которые обеспечивают эффективную коммуникацию и сотрудничество  учеников между собой и с преподавателем, в частности, основанных на проектной технологии; обеспечение коммуникации с помощью современных сервисов социальных сетей [9].

 

  1. Обсуждение результатов исследования формирования Smart-учебника

Важной особенностью педагогических программных средств в организации самостоятельной работы учащихся является обеспечение комфортного психологического режима работы, оптимального темпа проработки учебного материала, «дружественный интерфейс» учебной системы, ориентированность на разные уровни  усвоения  учебного материалом и т.д.

Таким образом, чтобы создать смарт-учебник преподавателю достаточно актуализировать материал, подать его согласно критериев оценки его качества, добавить необходимые учебные элементы и выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, продумать индивидуальные критерии оценивания учебных достижений  учеников и сформированности у них навыков ХХІ века.

Включение учащихся в непосредственную работу с предлагаемым материалом:  позволяет намного быстрее и легче усвоить любую тему учебного предмета, т.к. легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Ведь то, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмыслено, а значит, и запомнено.

Это дает возможность постоянно осуществлять обратную связь между учеником и учителем (возможность проводить он-лайн тестирование средствами сервисов Google, ученики проходят тестирование, например, в рамках подготовки к итоговой контрольной работе тогда, когда у них есть свободное время, оценку ученики получают на собственный электронный адрес) [12-14].

 

  1. Выводы

Проведение уроков с мультимедийной, компьютерной поддержкой (каждый ученик работает за персональным компьютером) и бинарных уроков с использованием ИКТ способствует повышению познавательного интереса учащихся к изучению предмета, эффективности учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии (как наиболее оперативные) дают возможность сохранить единство образовательного пространства, активизировать познавательный интерес учащихся, что в целом способствует развитию системы дистанционного образования [15].

Таким образом, смарт-учебник – это не заготовленный конспект или материал (электронный или полиграфический учебник), а нечто новое, динамично изменяемое самим учеником в рабочей тетради (электронной или бумажной).

Основные преимущества:

  • больший уровень открытости и свобода выбора средств и методов;
  • интеграция педагогических и информационных технологий;
  • ориентация на развитие личности преподавателя и ученика;
  • учет тенденций развития информационных технологий.

 

Литература

  1. Тихомирова, Н. В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету [Электронный ресурс] / Н. В. Тихомирова // Smart Education. – Режим доступа: \www/URL: http://smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart.html. – 22.03.2012.
  2. Тихомиров, В. П. Мир на пути к смарт-обществу [Электронный ресурс] / В.П. Тихомиров. – Режим доступа: \www/URL: http://me-forum.ru/upload/iblock/982/9822ab64e205263119d6568e24dc4292.pdf
  3. Новые информационные технологии в образовании [Текст]: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 г. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013. – 390 с.
  4. Слабун, Н. И. Использование интерактивной доски на различных этапах урока иностранного языка [Электронный ресурс] / Н. И. Слабун // Партизанская общеобразовательная школа I-III ступеней. – Режим доступа: \www/URL: http://partizan.krimedu.com/uk/article/ispolzovanie—interaktivnoi-doski–na-razlichnikh.html. – 03.12.2014.
  5. Баранов, А. С. Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения [Текст]: материалы Международной заочной научно-практической конференции, 02 июля 2013 г. / гл. ред. А. С. Баранов. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. – 184 с.
  6. Возможности создания и использования интерактивных мультимедийных учебных материалов с помощью технологий SMART [Электронный ресурс] // Компания “Литер”. – Режим доступа: \www/URL: http://leater.com/RU/publications/10364/. – 30.03.2011.
  7. Шаталов, В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике [Текст] / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман и др. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
  8. Семеніхіна, О. В. Нові парадигми у сфері освіти в умовах переходу до Smart-суспільства [Електронний ресурс] / О. В. Семеніхіна // Науковий вісник Донбасу. – – № 3. – Режим доступу: \www/URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/nvd_2013_3_22.pdf
  9. Измерение информационного общества [Электронный ресурс] // Международный союз электросвязи. – 2012. – Режим доступа: \www/URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ICTOI-2012-SUM-PDF-R.pdf
  10. Невоструев, П. Ю. Smart-учебники в smart-образовании. Новая парадигма контента / [Электронный ресурс]: презентация / П. Ю. Невоструев // SlideShare. – Режим доступа: \www/URL: http://www.slideshare.net/pnevostruev/smart-congress. – 25.04.2014.
  11. Система интерактивного тестирования: общая характеристика и использование в учебном процессе [Электронный ресурс] // Компания «СМАРТ. Интерактивные Технологии и Системы». – Режим доступа: \www/URL: http://intis.com.ua/index.php/ru/poleznye-materialy/stati/154-sistema-interaktivnogo-testirovaniya-obshchaya-kharakteristika-i-ispolzovanie-v-uchebnom-protsesse
  12. Использование возможностей сервисов Google в образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Консультирует Ресурсный центр г.о. Новокуйбышевск. – Режим доступа: \www/URL: http://rcmediateka.rusedu.net/post/389/33957. – 19.09.2012.
  13. Кудряшова, С. Ю. Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя
  1. 14.Сотрудничество в среде Google [Электронный ресурс] // Южноуральский Лизинговый центр. – 2008. – Режим доступа: \www/URL: http://sites.google.com/a/pednn.ru/ged/Home
  2. Smart-освіта: ресурси та перспективи [Текст]: тези доповідей: // Матеріали Міжнародної науково-методичної конференції, Київ, 16–17 жовтня 2014 р. – К.: КНТЕУ, 2014. – 350 с.

 

References

  1. Tihomirova, N. V. (22.03.2012). Global’naia strategiia razvitiia smart-obshchestva. MESI na puti k Smart-universitetu. Smart Education. Available: http://smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart.html. –
  2. Tihomirov, V. P. Mir na puti k smart-obshchestvu. Available: http://me-forum.ru/upload/iblock/982/9822ab64e205263119d6568e24dc4292.pdf
  3. Novye informatsionnye tehnologii v obrazovanii. (2013). Materialy VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, 12–15 marta 2013 g. Ekaterinburg: FGAOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t», 390.
  4. Slabun, N. I. (03.12.2014). Ispol’zovanie interaktivnoi doski na razlichnyh etapah uroka inostrannogo iazyka. Partizanskaia obshcheobrazovatel’naia shkola I-III stupenei. Available: http://partizan.krimedu.com/uk/article/ispolzovanie—interaktivnoi-doski–na-razlichnikh.html
  5. In: Baranov, A. S. (2013). Innovatsionnye pedagogicheskie tehnologii v uchebno-vospitatel’nom protsesse sovremennogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniia. Materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 02 iiulia 2013 g. Cheboksary: TsDIP «INet», 184.
  6. Vozmozhnosti sozdaniia i ispol’zovaniia interaktivnyh mul’timediinyh uchebnyh materialov s pomoshch’iu tehnologii SMART. (30.03.2011). Kompaniia “Liter”. Available: http://leater.com/RU/publications/10364/
  7. Shatalov, V. F., Sheiman, V. M. et al. (1989). Opornye konspekty po kinematike i dinamike. M.: Prosveshchenie, 143.
  8. Semenikhina, O. V. (2013). Novi paradyhmy u sferi osvity v umovakh perekhodu do Smart-suspilstva. Naukovyi visnyk Donbasu, № 3. Available: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/nvdpdf
  9. Measuring the Information Society. (2012). Committed to connecting the world. Available: http://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/ind/D-IND-ICTOI-2012-SUM-PDF-R.pdf
  10. Nevostruev, P. Y (25.04.2014). Smart-uchebniki v smart-obrazovanii. Novaia paradigma kontenta. SlideShare. Available: http://www.slideshare.net/pnevostruev/smart-congress
  11. Sistema interaktivnogo testirovaniia: obshchaia harakteristika i ispol’zovanie v uchebnom protsesse. Kompaniia «SMART. Interaktivnye Tehnologii i Sistemy». Available: http://intis.com.ua/index.php/ru/poleznye-materialy/stati/154-sistema-interaktivnogo-testirovaniya-obshchaya-kharakteristika-i-ispolzovanie-v-uchebnom-protsesse
  12. Ispol’zovanie vozmozhnostei servisov Google v obrazovatel’noi deiatel’ (19.09.2012). Konsultiruet Resursnyi tsentr g.o. Novokuibyshevsk. Available: http://rcmediateka.rusedu.net/post/389/33957
  13. Kudriashova, S. Yu. (05.02.2014). Ispol’zovanie servisov Web 2.0 v rabote uchitelia. Available: http://moyschool3.68edu.ru/doc/Web20_Kudriashova.pdf
  14. Sotrudnichestvo v srede Google. (2008). Yuzhnoural’skii Lizingovyi tsentr. Available: http://sites.google.com/a/pednn.ru/ged/Home
  15. Smart-osvita: resursy ta (2014). Materialy Mizhnarodnoi naukovometodychnoi konferentsii, Kyiv, 16–17 zhovtnia 2014 r. K.: KNTEU, 350.

Определена основная цель Smart-обучения – дать знания и практические навыки в пользовании новых технологий, обусловленых трансформацией  информационного общества в новое качество, которое именуют Smart-Society. Соотетсвенно требованиям (гибкости, интеграции, индивидуальной траектории и др.) которым отвечает Smart-учебник, сформированы требования к технологиям его создания. А именно, использование облачных технологий в процессе создания и использования smart-учебника, расширенные возможности использования мультимедийных средств, интерактивность образовательных инструментов. В статье показаны примеры организации работы на Smart-уроке, процесс взаимодействия “учитель- ученик”, создание нового, динамично изменяемого самим учеником Smart-учебника. Проведение уроков с мультимедийной, компьютерной поддержкой. Активизация познавательного интереса учащихся, что в целом способствует развитию системы дистанционного образования. Преподавателю для создания Smart-учебника достаточно лишь актуализировать материал, подать его согласно критериев оценки его качества, добавить необходимые учебные элементы и выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, продумать индивидуальные критерии оценивания учебных достижений  учеников и сформированности у них навыков ХХІ века.

Ключевые слова: смарт-учебник, общество Smart, smart-образование, первичный этап изучения, стадии обсуждения, цель, образовательные ресурсы, процесс обучения.

 

It is defined the main purpose of Smart-textbook – to give a knowledge and practical skills in the use of new technologies due to the transformation of the information society into a new quality, which is called Smart-Society. In accordance to requirements (flexibility, integration, individual trajectory and other) which is responsible a smart-textbook, it is formed the requirements for technology of its creation: use of cloud technology in the process of creating and using of smart-textbook, enhanced use of multimedia, interactive educational tools. The article shows examples of work organization at the Smart-lesson, the process of “teacher-student” interaction, creation of new textbook that dynamically modifiable by the Smart-pupil, conducting lessons with multimedia and computer support, activation of cognitive interest of learners, which generally contributes to the development of distance education. Teacher just update the material to create a Smart-textbook submit it in accordance with the evaluation criteria of its quality, add the necessary training elements and organize an individual learning strategy for each learner, consider the individual criteria for assessing the educational achievements of learners and formation of their XXI century skills.

Keywords: Smart-textbook, Smart-society, Smart-education, primary stage of study, discussion stage, purpose, educational resources, learning process.

 Гончаренко Наталія Миколаївна

Кандидат психологічних наук, начальник відділу

Відділ координації наукової роботи

Державна наукова установа “Інститут Інноваційних технологій і змісту освіти” Міністерства Освіти і Науки України

Стаття в журналі «Технологический аудит и резервы производства» № 1/2 (21), 2015, автор викладач Академії Гончаренко Наталія Миколаївна

Skip to toolbar